Поиск

Сегодня курский трамвай отмечает день рождения

Ирина Леонова, корреспондент:

- 18 апреля (по старому стилю) 1898 года куряне впервые услышали трамвайные звонки и перестук колёс. После Нижнего Новгорода Курск стал вторым городом страны, где открыли движение трамваев. Об этом событии тогда писала не только отечественная, но и иностранная пресса. По новому стилю день рождения курского трамвая отмечается 30 апреля.

Уже мало кто помнит, что курский трамвай, подобно фениксу из пепла, дважды возрождался в течение 20 века. Через два десятилетия после открытия линии движение было остановлено из-за Гражданской войны. Лишь спустя шесть лет колеса трамвайных вагонов вновь застучали по рельсам. Появились новые маршруты и депо. В 1941-м с началом оккупации Курска немецко-фашистскими захватчиками движение трамваев снова было прекращено. После освобождения города электранспорт вернулся на улицы. А середина прошлого века стала для него периодом интенсивного развития. Рельсы были проложены к крупным промышленным предприятиям, один за другим открывались новые маршруты.

С началом 2004 года в организации трамвайного движения наметился регресс. Закрывались депо, неуклонно сокращалось число единиц подвижного состава, а с ними и количество действующих маршрутов.

Широкий общественный резонанс вызвало предложение о демонтаже участка рельсов в микрорайоне Волокно. Встревоженные горожане не без опасений заговорили о якобы планомерно ведущейся политике полного уничтожения курского трамвая. Несколько месяцев назад к теме вернулись снова. Региональная власть поспешила успокоить курян: ничего подобного в планах нет. Более того, в новой транспортной схеме, разрабатываемой столичным институтом транспорта, трамваю отводится едва ли не главенствующая роль.

Роман Старовойт, губернатор Курской области:

- Сейчас задача для меня, для моих коллег, состоит в сохранении трамвая. Если мы на неделю остановим движение, отключим питание силового кабеля, нам трамвай при жизни не восстановить. Это сто процентов. Никаких денег не хватит. Сразу провода растащат, контактная линия будет в центрах приема цветных металлов, рельсы порежут, трамваи разберут на запчасти.

Однако модернизация трамвайных линий потребует серьезных капиталовложений. По разным оценкам, сумма затрат составит от 8 до 30 миллиардов рублей. Разработчики транспортной схемы пояснили, откуда берется такая разница.

Татьяна Михеева, заведующая научно-исследовательским отделом комплексного развития транспорта НИИАТ:

- 8 миллиардов – это текущая схема, без изменений. То есть1, 2, 3, 4 маршруты капитальный ремонт, не просто там дунул-плюнул, как от некоторых были такие предложения. Это уже в рамках проекта будет прорабатываться более детально, поэтому такой разбег. 8 – это для текущей схемы, 30 это для схемы, которая и по центру идет, и захватывает Северный, Волокно и какие-то такие моменты.

Большинство горожан уверены: несмотря на имеющиеся сложности, трамвай необходимо сохранять и развивать. В день рождения курского трамвая жители Курска высказали свои пожелания на этот счёт.

ОПРОС:

- Я бы пожелала, чтобы наоборот отремонтировали трамваи и пустили «Пятёрочку», которая не ходит до Лесной. Очень удобно. Маршрутка – да, быстро, но мне как инвалиду удобнее трамвай. Так что я пожелаю здоровья сотрудникам. И отремонтировать и пустить трамваи на Лесную.

- Новые трамваи надо. Надо собрать по подписки деньги и купить новые трамваи. Кто 100 рублей даст, кто 1000, кто 50, а кто миллион, может, даст. Новые трамваи давно пора, а эти уже… Это когда я был еще пацаном, появились новые трамваи. Тому уже 50 лет, больше, 60 прошло! – А как считаете, люди откликнутся на такое предложение сброситься? – Конечно! С души хоть по 100 рублей и то будет толк.

- Стоят, конечно. Приходится ждать по полчаса, по часу. Но что делать, ладно, будем жить дальше. – А как относитесь к идее снять трамвайные рельсы и пустить маршрутки? – Да нет. Я на 3-й Пушкарной живу, у нас там маршрутки не останавливаются. Поэтому нам на 3-й Пушкарной нужен трамвай! И Южный переулок, и 3-я Пушкарная. Нам там линия нужна трамвайная. Мы без трамвая никуда!

- Увеличить количество этого транспорта, немножко его облагородить, приукрасить. Это же наша гордость, наша история. Вы представляете: первый трамвай прошел в конце 19 века по нашим улицам и до сих пор еще у нас жив, здоров и еще удовлетворяет потребности народа!

Впрочем, есть и те, кто считает, что популярность и востребованность трамвая осталась в прошлом, и сегодня требуется более скоростной и маневренный транспорт.

- Вместо него надо пускать маршрутное такси. Они часто ломаются. – То есть Вы за то, чтобы трамвайные рельсы сняли? – Да, да. Трамваи ходят очень редко, очень тяжело добираться, допустим, в сторону по Красному Октябрю, по Верхней Луговой. Очень тяжело добираться потому, что пешком далеко идти, не очень удобно.

- Почаще б ходили, побольше «Двоечек» пустили бы. «Двойку» не дождёшься. По часу на остановке стоим. А вообще по-хорошему, убирать их надо. – Почему Вы так считаете? – На маршрутках как-то быстрее, и, я думаю, их будет побольше. И трамваи у нас уже разваленные все, на них страшно уже ездить.

Как бы то ни было, траектория развития курского трамвая детально будет рассмотрена лишь после того, как власти и общественность согласуют проект маршрутной сети. А пока в планах на ближайший год значится лишь капремонт изношенного участка путей от площади Добролюбова до Урожайного рынка. Остается надеяться, что к следующему дню рождения трамвай получит более обнадёживающие перспективы.